Начнем с того, что дадим словесный портрет этого великого человека, который создал теорию, подтолкнувшую к громадным последствиям для истории человечества. П.В. Анненков в работе «Замечательные десятилетия» следующим образом описывает Карла Маркса:
«Сам Маркс представлял из себя тип человека, сложенного из энергии, воли и несокрушимого убеждения. Он имел вид человека, имеющего право и власть требовать уважения, каким бы не являлся перед вами и что бы ни делал. Все его движения были смелы и самонадеянны. Все приёмы были горды и как-то презрительны, а резкий голос, звучавший как металл, шёл удивительно к радикальным приговорам над лицами и предметами, которые он произносил»
.
Перед нами описание человека, одержимого своей идеей, понимающего свое призвание (образно говоря: «мессию»). Одержимость позволяла ему стойко переносить жизненные неудобства и тяготы, и прямо идти к поставленной цели. Такая одержимость у человека воспитывается и закладывается с раннего детства. Уже в гимназическом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии» в 1835 г. Карл Маркс написал:
«Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым учёным, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком».
Одержимость часто бывает связана с реализацией какой-либо идеи. Идея становится второй «любовью» и постоянно заставляет человека идти по пути ее исследования и развития. Как ученому-естественнику, мне всегда хочется при чтении работ гуманитариев отделить лишнее «эмоциональное» и выявить суть, т.е. «красную линию» произведения, его идею. Одной из таких идей у Маркса стал тезис: «Бытие определяет сознание». На этот тезис он постоянно опирался, обосновывая его тщательным подбором исторических фактов. При этом он негативно относился ко всему, что «не укладывалось» в этот тезис, противоречило ему.
«Бытие определяет сознание»
Приведу несколько известных высказываний.
«Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». ( К. Маркс, «К критике политической экономии». К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 13, с. 7.)
"Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".
Это положение настолько просто, что оно должно было бы быть само собой разумеющимся для всякого, кто не завяз в идеалистическом обмане . (Энгельс Ф. Карл Маркс. "К критике политической экономии". – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 491).
…Всякая частная собственность как таковая ощущает — по крайней мере, по отношению к более богатой частной собственности — зависть и жажду нивелирования, так что эти последние составляют даже сущность конкуренции. Грубый коммунизм есть лишь завершение этой зависти и этого нивелирования, исходящее из представления об определённом минимуме. У него — определённая, ограниченная мера. (К. Маркс «Экономическо-философские рукописи 1844 года» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. — С.116-118).
Согласно социальной философии марксизма, «не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их общественное бытие определяет их сознание». Основой общественной жизни является способ производства (базис), представляющий собой единство производительных сил и производственных отношений. Он обусловливает надстройку - сферы политики, права, морали, философии, религии и искусства, которые, в свою очередь, оказывают активное обратное воздействие на общественное бытие.
(К. МарксТезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф.Собр. соч., изд. 2, т. 3, c. 6).
«Капитал» К.Маркса и Ф.Энгельса читается и воспринимается достаточно трудно для естественника. Причины следующие.
Во-первых, излишне подробное увлечение историческими примерами, загромождающими суть произведения («за деревьями часто не видно леса»).
Во вторых, частое подражание Гегелю в стиле изложения тоже не способствует быстрому восприятию материала. В общем, «Капитал» действительно выглядит «убедительно».